ВОДНАЯ ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ УКРАИНЫ

В. Маляренко

Украинский Центр водно-экологических проблем

1 сентября 2017 года в полном объеме вступило в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.

Однако, евроинтеграционные обязательства Украины, вытекающие из вышеупомянутого документа, ставят перед нашей страной много сложных задач и одна из первоочередных – гармонизация национального законодательства и стандартов с соответствующими нормативно-правовыми актами Европейского Союза.

Попробуем разобраться какие шаги нужно предпринять Украине для такой гармонизации в области водных ресурсов и водопотребления.

Водное законодательство Украины является достаточно разветвленным и развитым. Основной кодификационный акт – Водный Кодекс Украины.

Украина является Стороной ряда двусторонних и многосторонних международных договоров по вопросам управления, рационального использования и защиты трансграничных вод, участвует в деятельности международных профильных организаций. Наработан также значительный объем инструктивной и методической документации.

Рассмотрим основные документы Евросоюза, регулирующие водные вопросы и в какой мере им соответствует украинская нормативно-правовая база.

В приложении ХХІХ соглашения об ассоциации Украина – ЕС, нас интересует, в первую очередь, подпункт «Качество воды и управление водными ресурсами, включая морскую среду», где определены мероприятия и сроки по гармонизации украинского законодательства с соответствующими директивами ЕС.

Для Украины речь идет о шести директивах:

  • Директива 2000/60/ЕС об установлении рамок деятельности Содружества в отрасли водной политики (Водная рамочная директива);
  • Директива Совета 98/83/ЕС о качестве воды, предназначенной для потребления человеком;
  • Директива Совета 2008/56/ЕС, которая устанавливает рамки деятельности Содружества в сфере политики с морской среды (Рамочная Директива о морской стратегии);
  • Директива 91/271/ЕЭС об очистке городских сточных вод;
  • Директива 91/676/ЕЭС относительно охраны вод от загрязнения, вызванного нитратами из сельскохозяйственных источников;
  • Директива 2007/60/ЕС об оценке и управлении рисками наводнений.

После анализа этих Директив можно выделить первоочередные меры для гармонизации законодательства Украины с их положениями:

  • уточнение и согласование соответствующего терминологического аппарата;
  • согласование подходов к классификации водных объектов;
  • разработку и утверждение Положения о планах управления речными бассейнами и методики их подготовки;
  • определение экологических целей с учетом требований ст. 4 Директивы 2000/60/ЕС;
  • разработка методики подготовки программ мероприятий, предвиденных ст. 11 Директивы 2000/60/ЕС;
  • создание перечня уязвимых зон в соответствии с критериями, установленными в приложении ІІ к Директиве 91/271/ЕЭС (возможно как дополнительной категоризации), и вводом принципа дополнительной очистки сточных вод перед сбросом в таких зонах;
  • определение зон, уязвимых к (накоплению) нитратам и разработку планов действий относительно таких зон;
  • проведение предварительной оценки морских вод и внедрение программы мониторинга текущей оценки с учетом характеристик, видов давления и влияния;
  • актуализация стратегических целей и заданий государственной политики относительно охраны и возобновления окружающей среды Черного и Азовского морей, а также проработки конкретных предложений относительно активизации участия в деятельности HELCOM;
  • установление запрета сбросов осадка в поверхностные воды c судов, из трубопроводов или любым другим образом;
  • разработка карт угроз и риска наводнений и многолетних комплексных планов управления рисками наводнений;
  • обеспечение на практике реальных механизмов информирования и участия заинтересованных сторон, в частности общественности, в деятельности по выполнению и внедрению принципов и положений данных Директив.

Много нареканий вызывает перевод документов. Для обеспечения надлежащего внедрения положений проанализированных Директив сектора «Качество воды и управления ресурсами, включая морскую среду» необходимо обеспечить устранение недостатков официального перевода их текстов на украинский, в первую очередь, Директивы 2000/60/ЕС об установлении рамок деятельности Содружества в отрасли водной политики.

Более детально мы рассмотрим Директиву ЕС, представляющую наибольший профессиональный интерес для нашего журнала, а именно – Директиву Совета 98/83/ЕС о качестве воды, предназначенной для потребления человеком.

После вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС, Украина обязуется постепенно приближать свое законодательство к законодательству ЕС в установленные сроки. Так, для Директивы 98/83/ЕС “О качестве воды, предназначенной для потребления человеком” определены такие мероприятия как: принятие национального законодательства и определение центрального органа (органов) исполнительной власти, установление стандартов для питьевой воды, создание системы мониторинга и др.

Положения действующего законодательства Украины частично отвечают требованиям Директивы. Специальным кодификационным актом в этой сфере, которая основывается на базовых положениях Водного кодекса Украины, является Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10.01.2002г. Основные функции регулирования вопросов водоснабжения и, в первую очередь, централизованного питьевого водоснабжения возложены на Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Вопросами контроля качества питьевой воды занимаются органы Государственной санитарно-эпидемиологические службы. В соответствии с Законом Украины «Об Общегосударственной программе «Питьевая вода Украины на 2006-2020 годы» от 3.03.2005г. гармонизация национальных стандартов, нормативно-правовых актов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения к стандартам Европейского союза должна была быть осуществлена на протяжении 2006 – 2010 гг. Как следствие,в ряде положений и технических требований, содержащихся в ДСанПиН 2.2.4-171-10 «Гігієнічні вимоги до води питної, призначеної для споживання людиною» и в ряде других нормативно-правовых актов, в значительной степени учтены требования этой Директивы.

При разработке ДСанПиН 2.2.4-171-10 использованы рекомендации Руководства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) относительно необходимости учитывать культурные, экономические, социальные и местные условия государства-разработчика национального нормативного документа касательно безопасности и качества питьевой воды, а также положения Директивы № 98/83/ЕС, которые сводятся к следующему:

  1. Директива не накладывает на государство-члена ЕС сроки внедрения нормативной базы в национальное законодательство.
  2. Государство-член ЕС должно быть убеждено, что мероприятия по выполнению Директивы ни при каких обстоятельствах не должны привести к снижению нормативов существующего качества питьевой воды, поскольку от этого зависит здоровье людей.
  3. В национальных нормативных документах государство-член ЕС может увеличивать количество показателей по сравнению с перечнем Директивы и устанавливать их более жесткими там, где это необходимо для защиты здоровья человека.

На основании отмеченного было выявлено, что в некоторых вопросах Директива ЕС менее требовательна чем старый, еще советский ГОСТ 2874-82, который действовал в Украине 30 лет, потому более жесткие требования ГОСТ были перенесены в новый ДСанПиН.

Следовательно, в ДСанПиН 2.2.4-171-10 «Гігієнічні вимоги до води питної, призначеної для споживання людиною» уровни содержимого химических веществ отвечают нормативам согласно Директиве 98/83/ЕС или являются даже более жесткими, но на уровне гигиенических нормативов, которые были много лет в Украине.

ДСанПиН 2.2.4-171-10 предусматривают поэтапное внедрение Директивы 98/83/ЕС и включают в себя:

  • перечень показателей безопасности и качества содержащий приоритетные показатели для нашей страны (контроль большинства из них был установлен еще в УССР) и показатели, которые подлежат контролю согласно Директиве ЕС (такой принцип разрешен Директивой);
  • поэтапный подход относительно внедрения показателей безопасности и качества питьевой воды. Перечень показателей гигиенической оценки питьевой воды увеличивается через каждые 5 лет со времени вступления в силу ДСанПіН 2.2.4-171-10 на протяжении 10 лет (такой принцип заложен в Директиву);

Согласно ДСанПиН 2.2.4-171-10, на сегодня, в воде питьевой следует контролировать 31 – 47 показателей (количество показателей колеблется в зависимости от типа исходной и питьевой воды, а также технологии ее подготовки – такой же принцип заложен в Директиве ЕС).

С 2015 года в воде следует контролировать еще 13 показателей (10 из них согласно требованиям Европейского Союза, 3 – из-за наличия соответствующих загрязнений природной воды на территории Украины).

С 2020 года в воде следует контролировать еще 12 показателей (7 из них с требованием Европейского Союза, 5 – из-за наличия соответствующих загрязнений природной воды на территории Украины).

Таким образом, в 2020 г. из-за местных особенностей контроля и качества питьевой воды количество показателей в ДСанПиН будет незначительно больше требований Директивы ЕС, однако значительно меньше современных требований к питьевой воде США, ВООЗ, России.

Шесть показателей из Директивы ЕС пока отсутствуют в ДСанПиН по причине того, что они не являются приоритетными в водах Украины или на них не было стандартизированных в Украине методов измерения.

Данные экспериментальных исследований показали, что требования к фасованной питьевой воде должны быть жестче, чем для водопроводной из-за разницы между ними в условиях хранения (освещенность, температура), сроках хранения, возможности внедрения эффективных технологий водоподготовки, материалах емкостей для хранения, и тому подобное. Учитывая это, в ДСанПиН 2.2.4-171-10 были реализованы результаты научных исследований относительно необходимости более жестких требований чем для водопроводной воды как по микробиологическим, так и санитарно-химическим показателям.

В первую очередь, в фасованной питьевой воде должно быть уменьшено разрешенное содержимое органических веществ, группы азота, полифосфата. При хранении негазированной фасованной питьевой воды и наличии этих загрязнений наблюдаются высокие значения индексов сапрофитной микрофлоры, при этом образуется значительное количество эндотоксинов. Последние могут негативно влиять на здоровье потребителей воды, особенно людей с ослабленным иммунитетом и детей.

В фасованной питьевой воде, в отличие от водопроводной, должен полностью отсутствовать хлор, который увеличивает миграцию химических веществ из материала тары.

Благодаря возможности минимизации содержания канцерогенных хлорорганических веществ в фасованных питьевых водах токсичных их показатели снижены в сравнении с водопроводной, согласно рекомендациям Директивы.

Хотя Директива ЕС не требует детальной расшифровки хлор-оганических соединений (ХОС), некоторые страны ввели свой набор ХОС к национальным стандартам.

В мире наблюдается тенденция минимизации показателей хлорорганических соединений (ХОС) в питьевой воде по причине того, что они ставят под сомнение надежность традиционного гигиенического нормирования этих веществ. На сегодня, в развитых странах для этих веществ используют рекомендованную ВОЗ методологию оценки рисков для здоровья потребителей.

Теперь касательно мониторинга качества питьевой воды, которому отводится важное место в положениях Директивы Совета 98/83/ЕС о качестве воды, предназначенной для потребления человеком.

Мониторинг качества питьевой воды в Украине осуществляется отдельно, как предприятиями водоснабжения (ведомственный контроль), так и лабораториями, которые находятся в сфере управления Госсанэпидслужбы Украины. Таким образом, можно отметить, что это положение Директивы уже выполняется в Украине.

Однако, существует ряд проблемных вопросов относительно выполнения качественного мониторинга, в частности это:

  • ненадлежащее материально-техническое обеспечение лабораторий (как производственных), так и лабораторий Госсанэпидслужбы (отсутствие современного оборудования в лабораториях, не все лаборатории, которые проводят контроль качества питьевой воды, имеют возможность определять некоторые показатели);
  • отсутствие аттестованных европейских методик определения показателей качества питьевой воды;
  • необходимость разработки и внедрения экспресс-методик проведения бактериологических исследований качества питьевой воды, предназначенной для потребления человеком, с использованием метода полимеразной цепной реакции;
  • необходимость проведения учебы персонала учреждений и заведений Госсанэпидслужбы экспресс-методам исследования качества питьевой воды, предназначенной для потребления человеком;
  • внесение изменений в ДСанПиН 2.2.4-171-10 в части организации мониторинга показателей безопасности и качества питьевой воды учреждениями и заведениями, которые находятся в сфере управления Госсанэпидслужбы;
  • разработка соответствующего нормативно-правового акта Кабинета Министров Украины относительно утверждения порядка и программы проведения Госсанэпидслужбой мониторинга показателей безопасности и качества воды питьевой.

И наконец о печальном, а именно о тех проблемах с которыми столкнется наша страна в процессе поэтапного внедрения требований Директивы ЕС в Украине.

С 2015 года наступает второй этап усиления требований к качеству питьевой воды (в частности, уменьшение содержимого органических веществ -9 показателей), что, в первую очередь, предусматривает изменение традиционной технологии подготовки поверхностной питьевой воды на водопроводных станциях на менее реакционные относительно образования токсичных органических веществ. Однако, только единичные водоканалы изменили технологии хлорирования или готовы это сделать.

Следовательно, для большинства водопроводных станций, которые используют поверхностную воду, проблемными показателями являются: хлороформ и сумма тригалогенметанов, перманганатная окисливаемость, аммоний, цветность, мутность, марганец, железо. Для водопроводных станций, которые используют воду рек, загрязненную шахтными водами, также – сухой остаток, общая жесткость, сульфаты, хлориды, хром и тому подобное.

Для многих водопроводных станций, которые используют подземную воду – сухой остаток, общая жесткость, сульфаты, хлориды, железо, марганец, фториды, аммиак, нитраты.

Одна из самых больших бед украинского водопроводно-канализационного хозяйства, напрямую влияющая на вышеперечисленные проблемы – требующие немедленной замены инженерные сети.

Решение всех этих проблем – изменения в технологиях подготовки питьевой воды, строительство новых очистных сооружений, замена инженерных сетей, что в наших экономических условиях реализовать чрезвычайно сложно.

Нам остается надеяться, что евроинтеграция – это не только проблемы, но и новые возможности для Украины. Уже сегодня многие водоканалы не ждут милостей от государства, а ищут выход сами – улучшают методы хозяйствования, изыскивают внутренние резервы, привлекают дешевые кредиты международных финансовых организаций.

Приходит понимание того, что наши проблемы решать нам самим. Дорогу осилит идущий.