БУТИЛИРОВАННЫЕ ПИТЬЕВЫЕ ВОДЫ – ОТ ФЕНОМЕНА К СОЦИАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ

Т.В.Стрикаленко, д.мед.н, профессор

Проблемы оптимизации качества потребляемой населением питьевой воды -это проблемы, в первую очередь, управления водоснабжением в государстве, экономического благополучия его населения и состояния водных ресурсов страны (1,2). На этом, в частности, акцентировано внимание специалистами ООН в ежегодном “Докладе о развитии человека. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов” (3). В своем Послании к Всемирному дню воды, который отмечали в 2007 году под девизом “Преодоление дефицита воды”, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Контиро Мацуура подчеркнул, что “…история также свидетельствует о том, что недостаток воды всегда заставлял человека проявлять изобретательность, подталкивал общество к поиску путей преодоления или смягчения дефицита водных ресурсов”.

Одно из направлений такого поиска сформировалось еще в начале 16 века и состояло в том, что родниковую чистую питьевую воду начали разливать в бутылки (емкости), а в 1700 г. бутыли с такой водой уже можно было приобрести в ряде городов Европы (4). Среди первых документов, разработанных с целью сохранения качества воды в тех ее природных источниках, которые использовали для бутилирования питьевой воды, следует назвать Декрет французского правительства о необходимости декларации и защиты такого водоисточника (1856г), принципиальные положения которого стали базовыми для Директив Совета ЕС и документов Комиссии Кодекс Алиментариус, разработанных для бутилированных питьевых вод (БПВ) и действующих в настоящее время (5, 6).

Анализ динамики потребления БПВ в странах мира (табл.1) свидетельствует, что от феномена, каковым были БПВ вплоть до средины прошлого века (а в нашей стране до его конца), сегодня они становятся настоящим социальным явлением. Рассмотрение причин потребления населением БПВ, проблем их “альтернативности” централизованному водоснабжению, участия производства БПВ в социально-экономическом развитии государств и сохранении окружающей среды являются задачей и предметом изучения в настоящей работе.

По самым оптимистичным подсчетам в нашей стране в 2006г потребление БПВ составило около 31л/чел/год, что практически соответствовало среднемировому уровню потребления населением такой воды (7). И это составляло, по самым скромным подсчетам (исходя из минимальной потребности питьевой воды 2л/чел/день, то есть 730л/чел/год), около 4% потребляемой нами питьевой воды. Даже в странах, являющихся лидерами среди потребителей БПВ (Италия, Арабские Эмираты, Мексика), доля употребления такой воды не превышает четвертой части от общего количества потребляемой населением питьевой воды и не позволяет рассматривать их в качестве реальной альтернативы централизованному водоснабжению населенных пунктов.

Причины, по которым население в большинстве стран мира употребляет (или стремится употреблять) для питья БПВ, достаточно близки и важнейшими из них являются рост уровня образованности и экономического благополучия населения – на фоне изменения образа жизни (длительные поездки, питание вне дома и др), увеличения экстремальных ситуаций и экологически неблагоприятных регионов, изменения степени надежности системы централизованного водоснабжения (либо отсутствие таковой). Безусловными причинами для потребления БПВ стали увеличение среди населения группы лиц с недостаточностью иммунной системы (врожденной, вследствие хронических заболеваний или воздействия эволюционно новых факторов окружающей среды, др.), расширение научных знаний о серьезных хронических заболеваниях у населения, вызванных некоторыми химическими и биологическими компонентами воды (антропотехно-генное загрязнение, практически не контролируемое в ней до настоящего времени), расширение знаний потребителей о требованиях к безопасности питьевой воды и других пищевых продуктов (на фоне роста загрязнения окружающей среды, в том числе водоисточников), а также об экономических последствиях заболеваний, причинно обусловленных “водным фактором” (8, 9).

Наряду с перечисленными обьективными причинами расширяющегося применения БПВ (как комплексного понятия, включающего непосредственно чистую питьевую воду в бутылке, а также питьевую воду в больших емкостях /более 10л/ для кулеров, диспенсеров, кулеры с системой дополнительной очистки водопроводной воды, др.), существуют и субьективные факторы (стремление к повышению качества жизни, изменения образа жизни потребителей такой воды, в т.ч. урбанизация), которые также способствуют увеличению повседневного употребления бутилированных-упакованных питьевых вод. Так, БПВ в последние годы рассматриваются как показатель социального масштаба, имиджа их потребителей, как критерий благосостояния семьи, состоятельности компании/офиса, обязательными атрибутами которых являются персональный компьютер, телефон и БПВ/кулер (4).

Вместе с тем, причины употребления БПВ, как и требования к их качеству имеют определенные отличия у населения разных стран и даже континентов. Они отражают, по сути, отличия в отношении к питьевой воде в странах Старого (Европа) и Нового света (Америка и молодые рынки Азии и Африки). Некоторые из таких отличий в причинах предпочтения другим водам именно БПВ у населения Франции и США представлены на рис.1.

Рис. 1

Так, в Европе традиционными еще с периода средневековья являются предпочтение в употреблении природных вод (минеральных, родниковых) “для здоровья”, как и изучение влияния на здоровье различных групп населения минеральных компонентов питьевой воды, взаимосвязи дефицита и избыточного их содержания с различными заболеваниями и т.п.

В странах Нового света БПВ стали безопасной, надежной, постоянной, освежающей и удобной “альтернативой” водопроводной воде со средины ХХ века. Именно тогда, когда появились результаты многочисленных исследований о загрязнении окружающей среды, водоисточников, водопроводной воды, и стало понятно, что эту воду следует дополнительно и очень тщательно очищать (10, 11). Аналитики известнейших компаний в своих прогнозах пришли к выводу: чем выше уровень жизни, тем больше население обеспокоено состоянием здоровья и качеством жизни. Поэтому аргументы о пользе и необходимости вести “здоровый образ жизни” включали обоснование надлежащей гидратации организма, потребления низкокалорийной диеты, что, в сочетании с вынужденным снижением физической активности (урбанизация!), удачно способствовало замене различных “сладких” напитков чистой питьевой водой, БПВ. Различия в приоритетности потребления населением стран Старого и Нового света “природных” и “подготовленных/дополнительно очищенных” БПВ, а также “газированных” и “негазированных/тихих” БПВ представлены на рис. 2, 3.

Рис. 2

Рис. 3

При том, что стремление к “здоровому образу жизни” присуще потребителям БПВ практически всех стран мира, некоторые отличия между ними имеются даже в предпочтении употребления БПВ из емкостей различного объема (рис.4),

Рис. 4

изготовленных из разных материалов (рис.5) (7, 12).

Рис. 5

Представленные данные позволяют, с одной стороны, говорить о том, что употребление БПВ населением практически во всем мире лишь частично связано с проблемами централизованного водоснабжения, а поэтому рассматривать их только как “альтернативу” таковому не представляется возможным. Производство БПВ динамично развивается, а их потребление растет, в среднем на 7% ежегодно (7, 12) (в странах Азии и Восточной Европы, в том числе в Украине, на 12-15%). И в этом, безусловно, кроме вышеназванных обьективных причин, основная заслуга принадлежит именно производителям БПВ. По мнению достаточно известного в США маркетолога С.Ferrier “популярность бутилированной воды -это огромный успех маркетинга компаний, производящих такую воду”, стоимость которой в 50 – 1000 раз превышает цену на “дешевую” водопроводную воду (9).

Рассматривая вопрос о бутилированных водах как социальном явлении следует, по-видимому, анализировать и деятельность частных компаний, которые производят такие воды, лидируют на рынках БПВ и т.д. Однако, такого рода информация не всегда обьективна, актуальной представляется “здесь и сейчас” (никто не возражает “походить” в лидерах, и эти данные от отдельных компаний несколько различны. Да и лидеры не постоянны даже в Китае и Украине – достаточно молодых рынках БПВ), а данные обзоров очень авторитетной международной консалтинговой фирмы “Zenith Int.” свидетельствуют, что на рынках различных стран преобладающими являются БПВ, произведенные “местными актерами” (около 75%), нередко представляющими крупных транснациональных производителей БПВ (13-16).

Качество продукции производителей БПВ во всех странах мира должно соответствовать государственным требованиям к питьевой воде, принятым в каждой конкретной стране, а также требованиям к БПВ как упакованному (расфасованному) пищевому продукту (5,6). Это те общие требования к БПВ, которые никак не согласуются с мнением, бытую­щим в нашей стране, относительно наличия международных (=универсальных) требований к качеству бутилированных питьевых вод. Ассоциации производителей бутилированных питьевых вод, имеющиеся практически на всех континентах (табл.2), обьединяют большинство (60-85%) таких производителей-компаний и, учитывая конкурентные условия работы на рынке, принимают дополнительные требования как к качеству БПВ (акцентированные на минимизации содержания в ней различного рода загрязняющих веществ), так и к ее производству (начиная от защиты водоисточника и кончая мероприятиями по защите окружающей среды от загрязнений в процессе производства БПВ).

Сегодня эти требования в наиболее общем виде сформулированы в “ICBWA Model Code” (Кодексе образцового производства Международводителей бутилированных питьевых вод) (17, 18). В основе ” ICBWA Model Code ” – требования комиссии Codex Alimentarius, национальные (региональные) требования к качеству питьевой воды и стандарты производства бутилированной воды – GMP, НАССР, а целью разработки этого документа была консолидация требований, соблюдение которых необходимо для реализации разработанной Всемирной организацией здравоохранения концепции “управления рисками в производстве воды”: для адекватной защиты водоисточника (ресурса), выполнения стандартов идентичности, гигиены и качества питьевой воды, упакованной в емкости, защиты окружающей среды и переработки пластиковой тары (19, 20). Эти требования предназначены только для производителей БПВ – членов общественных Ассоциаций и являются минимальными стандартами, включение которых необходимо в индивидуальные (т.е. для каждого предприятия) своды правил организации производства БПВ. Таким образом, Ассоциации реально работают с производителями БПВ, повышая их квалификацию, совершенствуя технологию и методы управления производством и сбытом продукции, контролируют производство БПВ, а также информируют население о продукции членов Ассоциации – бутилированной питьевой воде, которая не содержит антропотехногенных и опасных для здоровья загрязняющих веществ (“корпоративный имидж членов Ассоциации”). Это делает БПВ, произведенные членами Ассоциации, не только конкурентоспособными на рынке, но и предпочтительными для многих потребителей.

Достаточно высокий авторитет эти общественные организации приобрели как у потребителей БПВ, так и у правительств многих стран, где Ассоциации рассматривают как серьезный общественный институт, реализующий совместно с государственными структурами задачи повышения качества жизни населения, борьбы с терроризмом и экстремальными ситуациями, др. Именно это также позволяет говорить сегодня о производстве БПВ и бутилированных питьевых водах как серьезном социальном явлении, оказывающем значительное влияние на социально-экономическое развитие государств в мире.

В нашей стране производство и рынок бутилированных питьевых вод сформировались по тем же причинам, что и в других странах мира (8, 9). За прошедшие годы признано, что, как и во всем мире, в Украине БПВ стали серьезным социальным явлением жизни общества и государства (21-23). Стало ли таким же, как и в развитых странах мира, взаимоотношение “потенциальных конкурентов” – государства и производителей водопроводной/питьевой воды “от государства”, с одной стороны, и производителей бутилированной питьевой воды, частного бизнеса, с другой стороны? Вопрос достаточно сложный.

Принятые в Украине документы “по качеству питьевой воды” – Сан-ПиН №383 (136/1940) и Закон Украины “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”, как и ГОСТ 2874, содержат определение того, что в государстве именуют “питьевой водой”. Это “вода, которая по органолептическим свойствам, химическому и микробиологическому составу и радиологическим показателям соответствует требованиям государственного стандарта и санитарному законодательству”. То есть, это вода, химически и радиологически безвредная, эпидемически безопасная и благоприятная по органолептическим свойствам. Должна ли БПВ иметь другие свойства? Ответ очевиден – конечно же, нет. Ибо БПВ должна быть химически и радиологически безвредной, эпидемически безопасной и обладать благоприятными органолептическими свойствами. Ведь это – питьевая вода в герметической емкости, предназначенная для употребления тем же населением, которое использует для питья воду, соответствующую требованиям ГОСТ 2874 (другого населения в стране нет). Дополнительные требования именно к БПВ могут быть обусловлены только параметрами ее эпидемической безопасности (как регламентирует Директива Совета Европейского Союза 98/83/ЕС), ибо они “связаны” со средством транспортировки – емкостью. Качество последней, как и весь процесс производства питьевой воды и производства емкостей, регулируются не государственным стандартом на питьевую воду, а иными документами – санитарными правилами и инструкциями, методическими указаниями, методиками аналитических исследований, регламентами контроля процесса производства – воды, емкостей, любой другой продукции.

В традициях отечественной гигиенической науки всегда было параллельное и одновременное совершенствование требований к продукции и разработка правил санитарии, которые бы реально позволили на производстве соблюдать установленные требования к продукции (24). Этот принцип в настоящее время широко применяется во всем мире (19,20). Работает ли он сейчас в нашей стране – при попытках регламентации качества бутилированных питьевых вод? Трудно сказать. Государство, одним из приоритетов которого является здоровье населения, не успело до настоящего времени разработать государственный стандарт на питьевую воду. Качество емкостей для транспортировки и хранения БПВ оценивают по документам, в которых отсутствуют упоминания о хранении питьевой воды в герметичных емкостях. Экспертизу новых технологий, используемых в производстве БПВ, производят по документам, разработанным еще тогда, когда эти технологии отсутствовали. То же (пока) относится и к методам и средствам обработки и обеззараживания, дезинфекции системы водоснабжения и ее элементов (новых фильтрующих, ионообменных материалов и т.д.), применяемых в производстве БПВ. Производители бутилированной питьевой воды руководствуются в работе требованиями, которые выставляют им контролирующие организации “по аналогии” с требованиями зарубежных фирм, поставляющих современные технологические линии, в том числе для пищевых производств…

Почему и как долго может существовать такая ситуация? Ведь дело, вероятно, не только в стремлении к “гармонизации” и “евростандарту”, который, в принципе, не может быть поставщиком критериев качества. Бутилированных питьевых вод в частности, которые уже стали серьезным социальным явлением, ибо связаны с жизнью и отношениями людей в обществе (25).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Water for People, Water for Life. The United Nations World Water Development. (WWDR). – Paris: UNESCO-WWAP, 2002. – 336p.
  2. Water: a Shared Responsibility The United Nations World Water Development. Report 2 (WWDR 2). – N-Y: UN Water, 2006. – 500p.
  3. Water for Human Consumption. Beyond scarcity: Power, Poverty and the Global Water Crisis. – Human Development Report 2006. – UNDP-NY -2006.
  4. Technology of Bottled Water. /2-nd ed. By D.Senior and N.Dege – Oxford: Blackwell Publ. Ltd, 2005.
  5. Директива Совета Европейского Союза 98/83/ЕС от 3 ноября 1998г по качеству воды, предназначенной для потребления человеком. – М.:Протектор, 1999. – 54с.
  6. Общий стандарт для бутилирован- ных/упакованных питьевых вод (отличных от минеральных вод). CODEX STAN 227-2001./ В кн. Е.Т.Зуев, ГС.Фомин. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и европейских стандартов к качеству и безопасности. – М.: Протек- тор,2003. – С.9-15.
  7. Refereshing News for Boiiled Water: Global Bottled Water Report – Canadean Ltd, 2007. (http://www.canadean.com)
  8. Olson E. Bottled Water: pure drink or pure hype? – Nat. Res.Def.Coun. (NRDC), 1999; 2005.
  9. Catherine Ferrier. Bottled Water: Understanding a Social Phenomenon.- pa- per., 2001.-26p.
  10. Safety of Water Disinfection: Balancing Chemical & Microbial Risks. / Ed. By Gunther F.Craun. – Washington: ILSI Press, 1993. – 690p.
  11. Guidelines on Health Aspects of Water Desalination. / ETS/80.4.- Geneva : WHO, 1980.
  12. Issued by the Corporate Marketing Department of Canadean Ltd, the leading global beverage research company – Canadean Ltd, 2007. (http://www.cana- dean.com)
  13. ZENITH Int.: Global Bottled Water 2006. – ZENITH Int.: 10.2006. – 206p.
  14. ZENITH Int.: West Europe Bottled Water.- ZE­NITH Int.: 10.2006 – 141p
  15. ZENITH Int.: West Europe Water Coolers. – ZENITH Int.: 08.2006. – 295p
  16. ZENITH Int.: East Europe Bottled Water. – ZENITH Int.: 07-2006 – 122p
  17. ICBWA Model Code./ September 27, 2004.- 12p. (http://www.icbwa.org/in- dex.htm)
  18. ICBWA: Some Facts About Bottled Water. – 22-03-2006 – (http://www.icbwa.org/in- dex.htm)
  19. Guidelines for Drinking-Water Quality / The 3rd ed. – Vol.I.Recommendations. – WHO: Geneva, Switzerland, 2004. – 495p.
  20. Water safety plans: Managing drinking- water quality from catchment to consumer./ A.Davison, G.Howard, M.Stevens e.a.- WHO/SDE/WSH/05.06. – WHO: Geneva, Switzerland, 2005. – 235p.
  21. Стрикаленко Т.В. Расфасованные питьевые воды в Украине: к анализу ситуации.// Вода і водоочисні технології.- 2002. – №2-3. – С.50-55.
  22. Стрикаленко Т.В. Актуальные вопросы гигиенической регламентации качества и производства расфасованных питьевых вод. // Вода і водоочисні технології.- – №1 (13). – С.45-48.
  23. Стрикаленко Т.В. Производство бутилированных питьевых вод в Украине: быть или не быть? // Вода і водоочисні технології.- – №3 (15). – С.26-30.
  24. Руководство по гигиене водоснабжения./ Под ред.С.Н.Черкинского. – М.: Медицина, 1975. – 328с.
  25. Международное десятилетие действий 2005-2015 гг. “Вода для жизни”/ Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/05/05 – Копенгаген-Рим, 21 марта 2005. (http://www.who.dk)